Елена Драпеко: культура, есть проводник национальной системы ценностей и смыслов

Актриса, в которую были влюблены сотни советских мужчин. Красавица, на которую равняются женщины. Политик, для которого будущее и благополучие страны и граждан имеют действительно большой смысл. В гостях у «Русской инициативы» в уходящем году побывала женщина, которую любят и в России, и за рубежом. В программе «Кофе вне политики» встретились лидер нашей организации Юлия Серебрянская и депутат Госдумы Елена Драпеко. Мы публикуем полную версию беседы, включая те моменты, которые не попали в выпуск.

  Елена Григорьевна, готовясь к нашей встрече, мы призвали своих подписчиков присылать вопросы, которые они хотели бы Вам задать. Но, мы даже не ожидали, что будет так много отзывов, как из России так и из-за рубежа: из США, Израиля, Германии. Всех интересовало, как это Вам удаётся быть в такой прекрасной форме, женской и интеллектуальной, как удаётся совмещать карьеру политика и карьеру актрисы? Ведь это сложно, как и сложно удержаться в этом мужском политическом мире. Наверняка у Вас есть свой секрет? В чём он?

Вы задали вопрос, на который я не знаю ответа. Почему я так хорошо выгляжу? Мне, конечно, это приятно слышать. Я –то не разделяю Вашего утверждения, потому что смотрю на себя в увеличительное зеркало. Вы знаете, лучше не надевать очки. Как очки наденешь, расстроишься. Я не придерживаюсь никаких специальных диет. И даже не занимаюсь спортом для поддержания формы. Просто у меня такая активная жизнь, что я трачу видимо, очень много энергии. Поэтому 20 лет в одном размере.

Это потрясающе!  А как вам удается совмещать женственность и политику? Ведь, когда ты занимаешься политикой, то должен приобрести мужские черты и качества. Согласитесь, что политика – дело мужское?

С этим я не могу согласиться. У меня есть учебник по истории дипломатии, начинающийся с того, что в древности жена одного египетского фараона написала письмо жене другого фараона. И с этого-то и началась дипломатия. Так считают те, кто занимается наукой об истории дипломатии. Женщины делали политику на протяжении веков.

Явную или тайную, подковёрную? Это же важный момент.

И тайная, и явная перетекают одна в другую. Интриги и женские заговоры, а, если Вы посмотрите исторические фильмы, то Вы заметите, что там вокруг какого-нибудь короля всё время находятся мама, жена, любовница, теща; и все они плетут интриги, чтобы заполучить доступ к власти. А он — только инструмент.

Но согласитесь, когда мужчина идёт в политику, то он строит карьеру, потому что карьера для него превыше всего. Женщина в политике, на мой взгляд, выполняет роль более созидательную. Она отвечает за воспитание молодёжи. Разделяете ли Вы такое мнение?

Наверное, среди мужчин тоже есть идеалисты, работающие за идею для реализации собственных чаяний. У меня такой партийный лидер Сергей Миронов. Абсолютный Тимур и его команда. Он всю жизнь строит будущее, которое он представляет, и ради этого идёт на какие-то политические шаги. И соратников он себе подобрал по этому же принципу. Я тоже идейная: я абсолютно уверена, что наше будущее связано с решением социальных проблем наших граждан, что именно государство обязано гражданам по праву их рождения обеспечивать соцстандарты и нормы. Поэтому я и работаю уже пятый созыв в ГД РФ.

Это почти 20 лет! Все это время Вам удается удерживаться на плаву. Какие качества пришлось приобрести, чтобы быть на политическом Олимпе?

Очень много надо знать. Для начала я занялась самообразованием. Причём очень мощно. И весь первый созыв я потратила на своё самообразование, потому что, то законодательство, по которому мы живём, и то законодательство, по которому я работаю, это всё социальное законодательство. А вот законодательство о культуре окружено другими законами, бюджетным, гражданским, уголовным кодексами и знать всё это поле деятельности обязательно. Мало того, наши законы находятся внутри международного поля.

Да, это — очень серьезная тема.

Сегодня появилась ещё и новая тема. Это Евразийское сообщество. Акты и соглашения в рамках ЕврАзЭС превалируют, они важнее, чем наши собственные. И мы приводим сегодняшнее наше законодательство в соответствие с нормами международного права.

Елена Григорьевна, некоторые ваши поклонники все еще вспоминают о том, что Вы пожертвовали карьерой актрисы ради политики. Конечно, есть вещи, которые удивляют наших зрителей. Не жалеете ли вы об этом выборе?

В первую очередь я пожертвовала карьерой актрисы ради дочери. Стала отказываться от фильмов, когда была беременная и когда только родила ребёнка. И три года честно отсидела с дочкой. Потом началась Перестройка в конце 80-х. Этот бардак, массовое ограбление населения. И я, как порядочный человек, имеющий опыт работы в общественных организациях, а я была членом Центрального комитета профсоюза работников культуры, членом Правления Союза кинематографистов, стала заботиться о своих кинематографистах, которые остались без работы, голодные, холодные, безработные. Это было начало 90-х, когда не было в стране кинопроизводства, оно было практически уничтожено и надо было заботиться о коллегах, чтобы они просто не умерли с голоду. А потом я возглавила организацию «Духовное Наследие Родины», которую мы создали для того, чтобы не превратить Россию в колонию англоязычных стран. Тогда ведь телевизор хохотал и пел только по-английски. На всех сценах исчезла отечественная драматургия, и в кинематографе начался бардак.

Я Вам хочу сказать за это отдельное спасибо, как лидер общественной организации «Русская инициатива».  Пусть она ещё молодая, мы ещё только начинаем, но тем не менее считаем, что именно через русский язык мы можем сделать так, чтобы о нас знали больше в мире. Ведь есть очень хороший опыт американский: когда они в   90-е зашли в нашу страну, то они сделали в том числе и культурную экспансию. Поэтому рядом с бизнес-проектами они начали сразу разворачивать бесплатные центры по изучению языка. Понятно, что когда учишь английский язык, то ты будешь искать и место работы на этом языке. Согласитесь…и в этой связи тот разворот, который мы сделали затем в отношении внутренней культуры и языка, это -огромная Ваша заслуга. Большое спасибо!

Я ничего не имею против английского языка. Я сама его изучаю. Дома у меня и учебники, и кассеты, я брала и уроки у педагогов. Говорю по-английски, поскольку это очень полезно. Экспансия происходит не из-за языка, а из-за экспансии системы ценностей и смыслов.

 Но это же происходит через язык?  

Они переводят на русский язык свои фильмы, спектакли, через интернет. Они пытаются воздействовать на наше сознание. Потому, что культура — это проводник, это — провода, по которым передаются системы ценностей от старшего поколения к младшему, от одного региона в другой.

 Я с вами согласна. Поэтому для нас очень важно сохранить смысл нашей культуры, коренной и традиционной, но не дать ей при этом законсервироваться. Что такое русские для многих иностранцев? Это лапти, балалайка, баранки, самовар и всё?! А мы – космическая держава, которая была впереди планеты всей по многим разделам науки.

Поэтому задачей организации «Духовное Наследие Родины», было сохранение традиционных наших ценностей, которые мы наработали на протяжении двух тысячелетий и развитие нашей культуры, смыслов, философии.

Наша организация выступила с инициативой о необходимости за границей поддерживать русскоговорящий бизнес. Я не говорю про делопроизводство. Да, оно должно строиться по законам той страны, где наши соотечественники находятся в данный момент. Но, если они там открывают кафе, ресторан или гостиницу, вторым языком коммуникации может быть русский. Так нам кажется. И тут нам интересно Ваше мнение. Как Вам кажется, есть ли в этом смысл и сможет ли быть эта наша идея быть долгоиграющей?

Я думаю, что да. Очень интересную тему Вы подняли — влияние языка на систему ценностей и культурных кодов. Вы знаете, вся приморская Испания, Тенерифе, Турция, все они уже говорят по-русски. Там везде в каждом отеле есть русскоязычные менеджеры и в каждом магазине, есть кто-то из продавцов, кто обязательно говорит по-русски. Почему? Да потому, что туристы русские поехали. А русский турист – это деньги, и деньги большие. А самые выгодные туристы в мире, это как раз русские и японские туристы, так как кроме того, что тратимся на путёвку, мы тратимся ещё на подарки и сувениры. Любим шикануть в ресторане, показать какие мы крутые. Как только мы немного (или много) примем, мы уже не считаем деньги!

Это особенности русского характера. Но я имела в виду, что в увеличении числа рабочих мест на русском языке для наших соотечественников немало плюсов.

Они могут начать устанавливать коммерческие связи с регионами, увеличивать товарооборот, создавать совместные предприятия. Я недавно привозила бизнесменов из Восточной Германии, которые владеют русским языком в Россию. Они поехали в Тульскую и Смоленскую области для того, чтобы найти там партнёров по бизнесу. В итоге были заключены соглашения и созданы совместные предприятия, которые успешно работают.

Я фактически о том же, но в более мелком формате. Если кто-то, например, директор отеля, специально учит русский язык, понимая, что у него много русских туристов и русского персонала, а он сам — испанец. Таким образом, он не может быть плохо настроен к стране, чей язык он знает.

Да. Мы заинтересованы как раз в распространении наших агентов влияния.

 Представители России мы их называем.

Поэтому у нас есть и торговые представительства. У нас 58 Российских домов науки и культуры по всему миру: 3 в Индии, в Венгрии, а в Германии какой шикарный, гигантский Дом в Берлине, я там бывала. Так вот в этих Домах идёт большая работа. Там есть и кружки по изучению русского языка. Мы туда также отправляем централизованно наши материалы через Федеральное агентство при МИД. Мы вывозим туда творческие коллективы с концертами, выставками и спектаклями на русском языке. Это — очень большая работа.

 Я бы хотела отметить, что мы для себя осознали, что русский язык является инструментом. Но, если ты на нём делаешь что-то полезное для другой страны, то тогда та страна это быстрее схватывает. Берём, например, Мексику. У них полно бедных деревень. Представьте, что мы там открываем школу по изучению математики и других точных наук, но при одном условии —  преподавание ведётся на русском языке. Что мы получим через 10 -15 лет?! Мы будем иметь лояльное население, говорящее на русском языке, у границ США. Я просто в этом ключе и говорю, что может быть имеет смысл рассмотреть не только само преподавание русского языка…

А школы на русском языке?

Мне кажется, что каждый, кто потратил время на изучение языка, он уже не может быть плохо настроенным к стране…Опять же большой объём информации, который можно получить зная язык, не даст тебе посмотреть на страну в негативном ключе.

Это спорный тезис, прямо скажем. Потому, что есть люди, которые в принципе не любят Россию, хотя прекрасно знают русский язык. Пример — соседняя Украина. Все говорят по-русски, но при этом негативный настрой и борьба с русским языком.

  Вы в одном интервью такую мысль высказали, что можно воспитать человека, который будет любить Родину, а можно сделать так, чтобы он ненавидел её и своих соседей. То есть получается, что именно культура – это одно из сильнейших оружий?

Культура и язык — это проводники идей. Вопрос в том, какие это идеи. Если это идеи дружбы, идеи понимания, прощения, поиска контактов — это хорошо. Но эти же «провода» могут служить и для другого — производить ненависть, непонимание, враждебность.

Так может быть роль женщины в политике как раз и сводится к тому, чтобы этого не допускать?

Конечно, не только женщина, но и вся наша политическая история говорит о том, что Россия сильна и богата была дружественными связями. Россия никогда не порабощала народы. Вот эта легенда о том, что Россия была тюрьмой народов, это — абсолютная легенда. Я посмотрела недавно, кто тогда считался гражданином страны. Имело значение вероисповедание и место проживания. Русский царь говорил: если ты разделяешь нашу веру и даже если её не разделяешь, но согласен служить государю и отечеству, то мы тебя будем любить. Поэтому защищали Русь все народы, которые в неё влились. И башкиры, и татары. Кто брал Париж в 1812 году? Башкирские казаки. Это — казачьи мусульманские полки. Они поэтому и были так дико одеты. С хвостами на голове… форма такая.

Но зато вошли в историю…как казаки.

Французы не различали. А мы-то понимаем, что это были казачьи мусульманские полки. Мы богаты именно этим многообразием. Тем, что в нашей короне российской такие бриллианты, как великая татарская культура, как великая башкирская культура, как кавказские культуры, как культуры северных народов, вепсы, ингерманландцы.

 Как сделать так, чтобы Россия и российская культура в современном мире занимали ведущую роль?

Я считаю, что путь только один – делать добро. Сегодня мы уже дружим с Индией, Китаем. С африканскими странами у нас большие связи и программы

Но что знают о нас?

А то, что американцы не хотят с нами дружить и англоязычные. Так это испокон веков было. Англичане нас никогда не полюбят. У англоязычных народов самоуважение титаническое.  Они почему-то считают, что именно они и есть центр Земли и пуп вселенной, а славянские народы как бы второстепенные и для них не сильно интересны. Это такая установка у них. Поэтому это у них беда. А у нас курс, что мы и англоязычные достижения, и культуру, и науки пристраиваем к своей жизни. Мы обогащаемся и Шекспиром, и Фолкнером.

Хотелось бы, чтобы к нам всё-таки более уважительно относились в каких-то рабочих аспектах. Ведь не секрет, что в той же Индии есть дифференцированный подход: они никогда не обидят представителя американской кампании или английской, либо европейской. Но при этом Россию они не боятся. В силу нашей доброты. Нет у них стремления к уважительному отношению. Я понимаю, что там в основе страх лежит. И рано или поздно это может обернуться против.

Вы знаете, нам для этого ничего делать не нужно. Пугать никого не надо. Для них действительно «белый господин» остался в памяти. Они его и ненавидят, и боятся на всякий случай.  А русских они считают равными. Но и мы считаем равными себя любого, кто не доказал обратное. Вот до тех пор, пока вы не доказали, что вы плохой человек, я буду считать вас хорошим человеком. И это находится в системе наших ценностей, российских. Поэтому не надо это разрушать. Мы другие. Мы не англосаксы. Мы отличаемся. И то чем мы отличаемся, иностранцы считают нашей слабостью. А мы же считаем это —  нашей сильной стороной, которая даёт возможность выживать на протяжении тысячи лет нашему государству и нам.

Вас очень критиковали за то, что вы выступили против фильма «Смерть Сталина», даже сказали, что нужно сделать Комитет, который бы просматривал вообще всю выходящую продукцию. Вы не изменили своего мнения?

Нет. Существует Конвенция о защите прав человека. В ней же записано, что есть право на свободу распространения информации. А в следующем абзаце написано, что право распространения информации может быть ограничено в интересах прав личности, государственной безопасности и общественной нравственности. Вот общественная нравственность — это та норма, которую я считаю мы должны защищать. А «Смерть Сталина» — это фильм, нарушающий систему общественной нравственности. которая принята в РФ.

Многие говорили: «Давайте зрителю дадим возможность выбирать и голосовать кошельком». Пошёл на фильм – понравился. Не пошёл – фильм в прокате провалился.

Мы также можем разрешить употребление легких наркотиков, как сделали наши соседи. Мы на это никогда не пойдём. Мы защищаем наших несовершеннолетних детей и наших граждан от засилья безнравственности. Общественная нравственность — это система российских ценностей и мы будем ее защищать! Я как депутат обещаю это моим избирателям.

Мединский выступил с инициативой поддержки американских кампаний, которые бы снимали фильмы на территории России. А Ваше мнение на этот счет?

Я категорически возражаю, как и наши кинематографисты. Эта идея существует на протяжении лет десяти. Американцы нам говорят, зачем вы мучаетесь? Мы напишем сценарий, пригласим русских артистов, сами все снимем. Нет! Потому, что кино – это явление культуры, а культура — это очень эмоциональная вещь. Культура, есть проводник национальной системы ценностей и смыслов. И отдавать кому-то другому право транслировать нашу систему ценностей и смыслов мы не будем. Мы вырастим собственную плеяду кинематографистов, а она, собственно, у нас и есть. Мы сделаем всё для того, чтобы наша система ценностей русская сохранилась. И чтобы она ни при каких обстоятельств не превратилась в такую колониальную английского или американского кинематографа. Мы — самостоятельная страна.

Елена Григорьевна, огромное вам спасибо, что выпили кофе с нами. Мы с радостью будем с Вами встречаться, если Вы найдёте время, у нас ещё много вопросов.

Приходите, я очень люблю отвечать на неудобные вопросы.

Total Views: 2581 ,
Русская Инициатива