Зинаида Ермольева: как боролась с эпидемией Мадам Пенициллин

Это сейчас нам кажется, что столь масштабное инфицирование, как эпидемия коронавируса, до нынешних времён России не касалось. Но под Сталинградом в начале 1940-х тысячами исчислялись жертвы холеры. Не каждый знает, что во главе их спасения стояла отважная русская женщина.

Микробиолог Зинаида Виссарионовна Ермольева родилась в семье войскового казачьего старшины в городе Фролово Волгоградской области. Выпускница Донского университета посвятила свою жизнь изучению опаснейшего по тем временам заболевания – холеры. На её счету – бессчётное число спасённых жизней.

Когда американцы отказались делиться с СССР чудо-средством – спасительным антибиотиком пенициллином, в союзном государстве выпустили его аналог. Производство препарата наладили под руководством Ермольевой. Именно её признали создателем антибактериального «Крустозина», который стал залогом победы советской армии под Сталинградом.

Тогда от гнойно-асептических осложнений погибали чуть ли ни чаще, чем непосредственно в бою. Но с появлением нового препарата в 1943 году в строй стали возвращаться почти 80% раненых. Позже учёные отметят: советское лекарство по эффективности превзошло хвалённый западный антибиотик. А Зинаида Ермольева получит негласный статус – Мадам Пенициллин.

Исследование холеры стало настоящей профессиональной страстью Ермольевой. Чтобы изучить болезнь буквально изнутри, она решилась на опасный эксперимент, немыслимый даже по тем суровым временам. Учёный приняла полтора миллиарда микробных тел холерных вибрионнов. Через несколько часов у Еромольевой появились все симптомы заболевания. Исследовательница выжила. И впервые в истории выделила из собственного организма возбудитель инфекции.

1942 год, Сталинград. По обе стороны фронта умирают каждую минуту. О погребении бойцов не может быть и речи. Из-за антисанитарных условий на вражеской стороне стали вспыхивать опасные инфекционные заболевания. Одно из них – холера. Чтобы не допустить эпидемии среди советских солдат, требовалось провести дезинфекцию, привить бойцов и местное население. Как назло, железнодорожный эшелон с необходимыми препаратами попал под авиаудар. Со смертельной инфекцией город остался наедине.

Выход из поистине устрашающего положения нашла Зинаида Ермольева, которую прислали в Сталинград с командой врачей. В подвале разрушенного дома она организовала настоящую лабораторию. В тёмном подпольном помещении исследовательница самостоятельно выращивала бактериофаг. К слову, методику выращивания холерных бактериофагов разработала именно она. Больше никто в стране на это способен не был.

В осаждённом городе закипела работа. Обеззараживали всё, что только можно – от колодцев до отхожих мест. Врачи выделяли из трупов характерные вибрионы холеры и выращивали к ним специфические биофаги. Скоро 50 тысяч сталинградцев стали ежедневно получать спасительную вакцину, а 15 тысяч горожан — необходимое медицинское обследование.

Фагировали не только местных, но и тех, кто приезжал и уезжал из города. То есть, десятки тысяч человек ежедневно. Участники тех событий вспоминают: это была беспрецедентная по своей массовости операция по обследованию и вакцинации населения. И во главе её стояла Зинаида Ермольева.

Как гласят исторические источники, сам Сталин поинтересовался у Ермольевой, стоит ли отложить наступление советских войск в условиях эпидемии. Уже выдающегося на тот момент учёного вождь назвал не иначе, как сестрёнкой. Врач над ответом не задумалась: «Мы своё дело выполним до конца!». В конце августа 1942 года холера отступила. В этом же году вышла монография Ермольевой под названием «Холера», где учёный обобщила свой уникальный опыт борьбы с болезнью.

Зинаида Ермольева получила Орден Ленина и вместе с коллегой Лидией Якобсон — Сталинскую премию I степени. Как гласит запись в наградном материале, — за большую профилактическую работу на фронте. Деньги от премии Ермольева, как и Лидия Якобсон, отдала на постройку истребители Ла-5, которому и дали имя женщины-микробиолога.

По материалам статьи Аскара Айсина

Total Views: 3738 ,
Русская Инициатива