Застрявшие в карантине: российские туристы остались в Аргентине без денег и жилья

Из-за всеобщей изоляции и закрытых границ сотни российских туристов оказались вдали от родины без поддержки и средств к существованию, а главное – без возможности вернуться домой. Россияне, которые сейчас находятся в Аргентине, рассказали «Русской инициативе», как над ними постепенно сгущались тучи, и что они делают сейчас, когда, казалось бы, ждать помощи не от кого.

«Предложили дорогостоящую помощь и назвали неблагодарными»

Иван приехал в Южную Америку в феврале – посмотреть эту часть света он мечтал давно. Эпидемия коронавируса, а затем и ограничительные меры местного правительства, застали его в Аргентине. Молодой человек не изучает местные водопады и архитектуру, а сидит в четырёх стенах и считает каждую копейку: хватит ли на завтра?

Иван Огороднов:

Нас, российских туристов, по обновлённым спискам сейчас 145 человек. Многие нас обвиняют в том, что мы неосознанные люди, которые отправились непонятно куда в разгар эпидемии. Но большинство из нас – это туристы, которые отправлялись в длительное путешествие задолго до эпидемии. Когда мы сюда летели, здесь не было ни одного случая заражения коронавирусом. Почти все здесь с февраля, кто-то — с января. Очень мало тех, кто прилетел в марте.

Многие приехали сюда с семьёй. У кого-то двое детей, у кого-то один ребёнок, есть семья с четырьмя детьми. Среди нас также есть люди, которые хотели оформить аргентинское гражданство через своих детей. По местным законам, если в Аргентине рождается ребёнок, ему местное гражданство даётся автоматически. И они уже родили здесь детей.

«Большинство из нас – это туристы, которые отправились в длительное путешествие задолго до эпидемии»

Я здесь с 28 февраля, планировал большое путешествие по Южной Америке. Дальше у меня был маршрут по Чили, а потом я должен был вернуться в Буэнос-Айрес, и 26 марта улететь домой.

Меры против распространения коронавируса здесь начали принимать очень быстро, люди даже не успели сориентироваться. Вроде бы, есть лишь несколько заболевших, но президент сообщает о том, что уже через четыре недели закроют воздушное сообщение. Сначала был не такой тотальный карантин, но наши туристы сразу ринулись покупать обратные билеты. Продолжали летать «Турецкие авиалинии» и некоторые другие перевозчики, люди рассчитывали попасть на эти рейсы. То есть, они покупали за свои деньги вторые билеты, хотя у них уже были на руках другие, более дешёвые. Когда и эти рейсы отменяли, покупали билеты по третьему разу. Компенсацию от авиакомпании получали единицы, большинство просто теряли деньги.

А потом резко объявили тотальный карантин. Выступил президент, и всё авиасообщение закрыли. 16 марта я купил билет на следующий день, прихожу домой – а по телевизору передают, что страна полностью заблокирована. Пришлось билет сдавать.

«Компенсацию от авиакомпании получали единицы, большинство просто теряли деньги»

Российское посольство предложило нам один из вариантов коммерческого рейса. Мы могли улететь 25 марта через Мадрид без обслуживания на борту. Этим рейсом аргентинцы забирали своих сограждан из Мадрида. Российское посольство договорилось, чтобы нас посадили на этот борт. При этом мы должны были пробыть 20 часов в транзитной зоне, после чего нас должен был забрать «Аэрофлот». Об этой возможности нам сообщили за день до вылета, то есть буквально за несколько часов каждому из нас нужно было найти большую сумму денег. Естественно, почти никто не успел этого сделать. В итоге из 120 человек, которых насчитали на тот момент, согласилось лететь только три гражданина России и один гражданин Казахстана. И рейс не состоялся.

Представьте сами: люди здесь семьями, а билеты по тысяче долларов. Кроме того, у многих были билеты на рейс, который на тот момент ещё не отменили, и который стоил гораздо дешевле.

После этого МИД России выставил нас в таком свете, что мы сами виноваты, раз не воспользовались предложенной помощью. Нас назвали неблагодарными и безответственными туристами. Но если из 120 человек этой помощью смогли воспользоваться только трое, статистика говорит сама за себя.

То предложение помощи, которое нам поступило, было выше рыночной стоимости. Мой обратный билет стоил 21 тысячу рублей. Билет на рейс, который предложили мне и моим согражданам, — 80 тысяч рублей. Согласитесь, разница большая. А в итоге нас выставили инфантильными. Хотя у нас были обратные билеты, было оплачено жильё, продуманы маршруты и приобретена страховка.

«Предложение помощи, которое нам поступило, было выше рыночной стоимости»

Мы начали объединяться, чтобы было проще получать хоть какую-то информацию. Создали общий чат, сейчас в нём 117 человек, то есть нашлись практически все. Консульство с нами на связи. Здесь очень хороший консульский отдел, но они, к сожалению, могут помочь только информационно и только тем, кто оказался в совсем критической ситуации. Например, привезти из аэропорта и помочь с заселением в гостиницу, потому что местные власти не продумали, что делать с иностранцами во время карантина. Сдавать туристам жильё запретили, за это владельцам выписывают огромные штрафы. Большинство гостиниц тоже отказывают в заселении. В итоге иностранцам буквально негде жить. Так что нам помогает консульство – договариваются с гостиницами о заселении. Но большей помощи они нам дать не могут – не располагают финансами.

Мне повезло, я успел снять жильё за два дня до начала всех этих мер. Некоторые координируются, живут вместе по шесть человек. Но, конечно, они рискуют, потому что это незаконно.

Сейчас тотальный карантин продлили до 12 апреля. На улицу выходить опасно. Можно дойти только до ближайшего магазина, но не всем это удаётся – наши выходят и натыкаются на полицейский пост, их либо заставляют вернуться в квартиру, либо везут в отделение. Бывает так, что вообще не выпускают из отеля, при этом питание в этом отеле не организовано, дают только какие-то сухие пайки, воду.

«Бывает так, что вообще не выпускают из отеля, при этом питание в этом отеле не организовано»

В чём ещё сложность. Многие застряли в разных регионах Аргентины, а эвакуация будет из столицы, то есть из Буэнос-Айреса. Но люди не могут туда добраться, им нужен спецпропуск на эвакуацию. Блокпосты каждые десять километров. Кто-то пытается выбраться, но, если их поймают, им в лучшем случае грозит большой штраф. Очень много наших в Ушуайе, в Патагоне, в Мендозе. Консул говорит, сейчас людей из регионов вывезти не могут. Нужна информация о конкретном рейсе, чтобы обосновать аргентинской стороне, для чего они вывозят граждан из закрытых регионов. Мы боимся, что, если такой рейс появится, нам не хватит времени, чтобы организоваться.

Мы ждём, чтобы Аргентина хотя бы появилась в планах на вывоз (на момент интервью вывоз россиян из зарубежных стран приостановлен не был). Мы понимаем, что есть направления, где застряло больше людей. Например, Таиланд и Филиппины. Но нас нет даже в очереди на ожидание. Такое ощущение, что о нас все забыли.

Паша, Настя, Аргентина           

На 8 марта Павел сделал жене Анастасии подарок – совместную поездку в Аргентину. Ребята не могли и подумать, что романтическое путешествие обернётся для них настоящим испытанием. Супруги живут в отеле на последние деньги, распределяют на весь день гостиничный завтрак и не теряют надежды вернуться домой.

Павел Тихонов:

Мы с супругой Анастасией прилетели в Аргентину из Москвы с пересадкой в Риме 8 марта. Мы стали путешествовать по Аргентине, начиная с самого южного города – Ушуайя. Уже на следующий день с начала нашего путешествия появились первые новости о том, что в Аргентине начались проблемы. По прибытию в один из городов нас остановила полиция и объяснила, что мы должны побыть на карантине 14 дней. Это был первый день, как в стране начали принимать меры против распространения коронавируса, тогда ещё никто не знал, что делать. Когда мы спросили, что же делать именно нам, российским туристам, нам ответили: просто ждите. Мы говорим, у нас не хватит денег до окончания карантина, что нам делать? «Мы не знаем». Сказали, если не подпишем бумагу о том, что мы соглашаемся на карантин, нас депортируют. Мы говорим: отлично, можете сделать это прямо сейчас? «Нет, не можем, у нас нет самолётов».

Нам повезло, мы познакомились с местным санитарным инспектором, который говорит по-английски. Это был единственный человек, который пытался нам помочь. Его зовут Мартин. Он нам посоветовал ехать в один из отелей, который мы забронировали. Мы так и сделали. Но нас отказались заселять – выгнали прямо со стойки ресепшена. Объяснили это тем, что мы должны находиться на карантине. Сказали, либо заселяйтесь на весь срок карантина, либо уходите. Мы снова связались с Мартином, и он нам посоветовал добраться до Буэнос-Айреса. Он объяснил, что через два дня запретят все внутренние перемещения, и эвакуация будет возможна только из столицы. При этом мы созвонились и с представителем российского посольства, который порекомендовал нам спокойно сидеть в Буэнос-Айросе и ждать окончания карантина. Мы так и сделали, и это было самой большой нашей ошибкой.

«Нас отказались заселять – выгнали прямо со стойки ресепшена»

Когда мы добрались до Буэнос-Айреса, нам оставалось пять дней до окончания карантина. Все эти пять дней мы сидели и ничего не делали. Мы не искали возможности обмена билетов или покупки новых, мы просто сидели и ждали. Наш отель, слова богу, оказался очень лояльным к нам. Нам объяснили: ребята, вы будете вынуждены просидеть в номере. Естественно, по полной цене — 55 долларов за сутки с завтраком. Отель хороший, но, разумеется, никакой не люкс, без наворотов. Самое главное, что в стоимость проживания входил завтрак. Это очень важно, потому что у нас нет возможности ходить в магазин.

По истечении пяти дней мы связались с посольством, объяснили ситуацию, а нам говорят: а чего вы сидели и не пытались что-то сделать? Такие-то ребята поменяли билеты, такие-то купили себе новые, кто-то даже прямо в аэропорту. Мы говорим: но вы же нам сами сказали сидеть и ожидать новостей. В итоге 24 марта, в день нашего официального вылета, на который у нас были куплены обратные билеты, мы, вдохновлённые словами посольства, поехали в аэропорт. И это тоже был отдельный челлендж, потому что кругом стояли кордоны, наше такси проверяли три раза.

«Кругом стояли кордоны, наше такси проверяли три раза»

В аэропорту, разумеется, не было почти никаких рабочих стоек. Представителей нашей авиакомпании тоже не было, а дозвониться до них было невозможно. Ещё раз звоним в посольство, объясняем ситуацию. На что посол отвечает: я вам и не говорил ехать в аэропорт, вы можете что-то решать дистанционно, кого-нибудь отправить в московский офис авиакомпании. Мы говорим: мы не можем этого сделать, у нас одна бабушка дома, друзья также сидят на карантине. «Ну тогда я ничем вам помочь не могу».

Мы вернулись в номер, в этот же день нам звонят от посольства и предлагают ту самую помощь, о которой, к сожалению, мы читаем в новостях, где нас называли инфантильными и безответственными. Помощь заключалась в следующем: нам предлагалось лететь на следующий день. Условия таковы: пустой самолёт, который аргентинцы отправляют в Мадрид за своими гражданами, полетит из Буэнос-Айреса. Наше посольство договорилось с аргентинской стороной о том, что они готовы взять нас, русских граждан, в этот самолёт, чтобы довезти до Мадрида. При этом билет на одного человека стоит 720 долларов, а нам предстоял 15-часовой перелёт с одной бутылкой воды. Далее в Мадриде нас ожидала 20-часовая пересадка.

Нужно учитывать, что и сейчас, и тогда Мадрид был одним из эпицентров распространения коронавируса, и вот в этом аэропорту мы должны были провести 20 часов. После этого за 258 евро нас «Аэрофлот» должен был довезти до Москвы. То есть, в общей сложности, вся поездка должна была обойтись в 80 тысяч рублей на человека.

«И сейчас, и тогда Мадрид был одним из эпицентров распространения коронавируса, и вот в этом аэропорту мы должны были провести 20 часов»

Мы попросили час на раздумье, пообсуждали. Позвонили нашим родственникам и решили, что не можем себе позволить этот рейс. При этом на тот момент ещё летали регулярные рейсы, в частности, «Турецкие авиалинии», и на ближайшую дату был рейс, который стоил дешевле — 60 тысяч рублей на человека. То есть, если говорить про нашу семью, это уже экономия 40 тысяч рублей на двоих. Вот на этот рейс мы деньги нашли. В итоге самолёт, который нам предлагали в качестве помощи, не полетел, потому что на этот рейс согласилось всего четыре человека, а «турков» отменили.

Чтобы вы понимали, билеты сюда и обратно мы купили за 44 тысячи рублей на одного человека в обе стороны. То есть 88 тысяч на двоих туда и обратно. А сейчас нам предлагают заплатить 80 тысяч на одного человека в одну сторону.

Обидно, что даже посол назвал нас безответственными, сказал, что мы не подготовились к этой поездке. Но мы, разумеется, были подготовлены, у нас были забронированы билеты. У нас были деньги и на непредвиденные условия. Но никто не предполагал, что непредвиденными условиями окажутся дополнительные дни в Аргентине и такой дорогой рейс.

«Никто не предполагал, что непредвиденными условиями окажутся дополнительные дни в Аргентине и такой дорогой рейс»

Послы говорят: мы сами не знаем, что делать, ждём указаний от Москвы. Совершают ли они какие-то действия, чтобы кого-то пошевелить, мы не знаем. Но складывается чёткое ощущение, что нет. Они сами просят нас связываться со СМИ. Это равносильно тому, что ты лёг на операционный стол, а врач просит тебя погуглить или позвонить другу, чтобы узнать, как тебе вырезать аппендицит.

И вот мы сидим, наши «Турецкие авиалинии» отменили за пару часов до посадки самолёта. У нас сгорели две пары билетов. Мы знаем истории, когда покупали три пары билетов, и все они тоже сгорели. Мы уже неоднократно слышали, что кого-то из наших выгнали из отеля. Ещё сейчас здесь распространена такая ситуация, что соседи доносят на владельцев квартир, где размещаются туристы, и владельцы вынуждены их выгонять. Деньги у всех на исходе.

Самое грустное, что мы не видим конца. Если бы сказали, например, что 30 апреля вас вывезут. Но мы не знаем и такой даты. Сидим и всё пытаемся доносить нашу историю до больших масс в соцсетях. У нас даже случился звонок с Марией Захаровой, в котором она сказала, что мы сами виноваты, что отказались от помощи, «теперь сидите».

«Нам сказали: вы сами виноваты, что отказались от помощи, теперь сидите»

Мы зарегистрировались в большом числе источников. Мы подавали всю информацию в наше посольства по нескольку раз, и русские паспорта, и заграничные. Но буквально вчера наша коллега — её супруг работает в МИДе в кризисном центре – пишет, что моих данных в списках нет. Я очень удивился, потому что мы регистрировались везде с супругой вместе. Я попросил в общем чате представителей посольства сверить с Москвой эти списки вручную, потому что, учитывая панику, могут быть нестыковки. Но посольство восприняло это как личную обиду. А мы уже слышали такую историю: семья из пяти человек не смогла улететь, потому что один из них был оформлен в списке с ошибкой. Их просто развернули.

«Семья из пяти человек не смогла улететь, потому что один из них был оформлен в списке с ошибкой. Их просто развернули»

Сейчас мы единственные, кто живёт в отеле, и переживаем, что нас отсюда могут попросить в любой момент. У нас есть только завтрак, часть от него мы складываем с мини-бар и съедаем в течение дня. Думаем о том, чтобы перебираться в более скромные условия, но большой вопрос, сможем ли мы это сделать. Всё может быть, сейчас полиция действует жёстко. Буквально вчера одну девушку из нашей группы, которая пошла в магазин, задержала полиция. Её допрашивали несколько часов.

Нам тяжело финансово, но нам также тяжело и неприятно читать отзывы официальных представителей ведомств и больших СМИ, что мы инфантильные, безответственные, даже, простите, зажравшиеся туристы, которые не приняли руку помощи. Сейчас мы используем каждую возможность, чтобы рассказать, что эта помощь была нереалистична.

Total Views: 2449 ,
Русская Инициатива