Социальная политика
Александр Гребенюк доказал, что к 2030 году в России будет наблюдаться избыток рабочих рук

Доцент экономических наук, сотрудник Высшей школы современных социальных наук МГУ Александр Гребенюк высказался о работе будущего и пришёл к выводу, что российской экономике к 2030 году не понадобится такое количество иностранных работников, как сегодня. Общественная организация «Русская Инициатива» проанализировала его исследование, которое было опубликовано во втором номере журнала «Экономика региона» в 2020 году.

Фото: Unsplash

Экономист утверждает, что через десятилетие образуется избыток рабочей силы из самих россиян, поэтому иностранные работники будут не нужны. Количество граждан России, стремящихся работать, составит 15–19 млн человек. Это будет отрицательно сказываться на рынке труда.

Александр Гребенюк прежде проанализировал численность иностранцев, работающих в России в настоящее время:

— По официальным российским данным, доля иностранцев в общей численности занятых равна 5,9%. Однако оценки общей численности мигрантов позволяют с уверенностью утверждать, что эта доля значительно выше и составляет не менее 10-12% (до 9 млн гастарбайтеров в России).

Отвечая на вопрос, почему российская власть привозит работников — чаще из Средней Азии и других постсоветских стран — Гребенюк приводит две версии. Официальная гласит, что такая рабочая сила замещает дефицит трудовых ресурсов самих россиян, другая — их зарплатных требования почти в два раза ниже:

— Согласно среднему варианту прогноза Росстата, в период 2019–2030 гг. общая численность населения трудоспособного возраста снизится на 2,1 млн человек (при низком варианте прогноза — на 4,3 млн). В российских реалиях использование иностранных работников позволяет снизить издержки на фонд оплаты труда, так как их зарплатные требования на 30-40% ниже, чем у россиян. Возможность экономить на заработной плате является одним из основных факторов, который приводит к появлению на российском рынке труда миллионов иностранцев.

Фото: Unsplash

По мнению экономиста, интенсивный путь развития российской экономики заканчивается:

— Но ресурс возможности сокращения издержек подобным образом практически исчерпан, предприятия рискуют потерять конкурентоспособность, не инвестируя в развитие и не обновляя основные фонды.

Далее в исследовании Александр Гребенюк приводит несколько моделей, в каждой из которых предполагается определённый рост производительности труда (ПТ) в России до 2030 года – исходя из 3%, 5% и 6%. Даже при невысоких темпах ПТ будет наблюдаться избыток рабочих рук в России.

— Наибольший спрос на рабочие руки будет формироваться при негативном варианте прогноза темпов роста производительности труда (3%). При таком сценарии спрос будет превышать предложение в период до 2023 г. Однако уже в период 2023–2030 гг. предложение труда будет значительно опережать спрос. Более того, к 2030 году это превышение будет более 3 млн человек. При 5-процентном росте ПТ превышение над спросом будет расти с 1 млн в 2021 году до 15 млн человек в 2030. При росте производительности труда в 6% и более, который наблюдался в российской экономике в 2003–2007 годах (за исключением 2005), профицит трудовых ресурсов над рабочими местами будет стремительно расти, достигнув значения в 19 млн человек к 2030 году.

Последствием такого огромного профицита рабочих рук станет сильная конкуренция на рынке труда, социальные и межэтнические конфликты внутри страны:

— Значительно усилится конкуренция за рабочие места. В этой связи современная государственная миграционная политика РФ, основанная на либерализации миграционного режима и стимулировании масштабной миграции низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа, может привести к серьёзным негативным последствиям. Эти последствия могут проявиться как в социально-экономической, так и в политической сферах. Конкуренция на рынке труда между резидентами и нерезидентами, дополнительные расходы на социальное обеспечение и возвращение на родину иностранных работников, потерявших работу, рост количества преступлений среди иностранцев вследствие потери источников дохода могут обострить социальные и межэтнические конфликты внутри страны.

Фото: Unsplash

Автоматизация даже в российских условиях приведёт к профициту рабочей силы. Александр Гребенюк приводит два реальных примера.

— На запущенном летом 2018 году в Московской области крупнейшем в Европе заводе по производству сырокопченых колбас компании «Черкизово» вся производственная цепочка полностью автоматизирована. На это предприятие будет приходиться 30% всех сырокопчёных колбас, произведенных в России. Общий объем инвестиций в производство составил 7 млрд рублей, при этом на заводе будут трудиться всего 170 сотрудников: IT-специалисты и инженеры. Можно предположить, что если все сырокопчёные колбасы в России будут производить по данной технологии, то в их изготовлении будут участвовать не более 570 человек.

И второй пример:

— В Ставропольском крае готовится к вводу в эксплуатацию первый в России завод по производству лактозы, который должен на первом этапе выпускать 1,8 тыс т готовой продукции в год, что соответствует 10% импорта. Трудиться на этом предприятии будут только 5 человек. То есть для производства всей лактозы для нужд России будет необходимо не более 50 человек.

Потребность в рабочей силе в России будет только сокращаться, даже при средних темпах автоматизации и роботизации в стране. Сокращение будет наблюдаться не только в промышленности и сельском хозяйстве, а затронет многие области деятельности, в том числе и банковскую сферу.

— «Сбербанк России» посредством внедрения систем искусственного интеллекта сократил 70% менеджеров среднего звена в 2018 году.

Экономист видит выход в сокращении рабочего времени у занятых, высоких пособиях по безработице (в перспективе – базовый доход), наращивании занятости и самозанятости в сфере услуг, а также отправлении трудовых мигрантов из России на родину.

Total Views: 855 ,
Русская Инициатива