24 ноября исполнилось 86 лет со дня рождения Альфреда Гарриевича Шнитке. Советский композитор, родившийся в Энгельсе, но выучивший сперва немецкий, а потом только русский язык; человек, наречённый современниками «предсказателем разрушения мировой гармонии»; один из самых гонимых советских композиторов, испытавший на себе проклятие девятой симфонии — Альфред Шнитке, несомненно, один из самых загадочных и привлекающих внимание композиторов ХХ-го века.
Его классические произведения полны аллюзий и смыслов. Шнитке мог выразить в звуке безумие (рондо «Безумие» из Concerto grosso №1) и полёт бабочек (пьеса «Эти свободные бабочки»), а ещё умел совместить несовместимое, создав музыкальный оксюморон (Pianissimo (пер. «тише, чем тихо») для симфонического оркестра). Классические произведения Шнитке одни обожали, а другие не хотели слушать, называя композитора формалистом и циником. В том, насколько по-разному современники относились к музыке Шнитке, с ним может поспорить разве что знаменитый Шостакович. Но в одной любви всегда сходились и сходятся все — и это любовь к той музыке, которую Шнитке подарил советскому кинематографу.
Больше 20-ти лет своей жизни Альфред Шнитке посвятил кинематографу, написав музыку почти к 80-ти любимым многими кинокартинам! В этой плодотворной части профессиональной жизни Шнитке были триумфы и непонимания, но его музыку к огромному количеству фильмов многие помнят и любят до сих пор. Мы составили для вас список из 5 фильмов, в которых вы слышали музыку Альфреда Шнитке, но могли не знать об этом.
В знаменитом фильме о друзьях-однополчанах звучат всего две музыкальные композиции. История их создания и появления в фильме очень интересна. В одном из интервью Шнитке признавался, что изначально музыка в фильме вообще должна была быть другой. Было написано множество эскизов будущих музыкальных тем. Но позже Шнитке поставил их под изображение и решил вообще отказаться от закадровой музыки. Было решено оставить только две песни.
Одна из них — знаменитая «Нам нужна одна победа». Эта песня была написана специально для фильма. Режиссёр фильма Андрей Смирнов обратился к Булату Окуджаве с просьбой написать стихи на музыку Шнитке, но вместе с первой строчкой Окуджаве пришла в голову и мелодия. Поэт спел песню композитору, и Шнитке мелодия безумно понравилась. Он долго работал с Окуджавой над формой, и в итоге родился марш, который звучит в конце фильма (на кадрах хроники).
Кстати, одно время фильм хотели запретить — в нём не в лучшем свете представала советская милиция. И именно песня «Нам нужна одна победа» спасла его: на показе, который должен был решить судьбу фильма, Леонид Брежнев настолько расчувствовался, услышав её, что отменил обсуждение. Эту песню потом генсек часто просил исполнять ему.
Шнитке очень много работал с Климовым и его женой Ларисой Шепитько — вплоть до гибели Ларисы Ефимовны в автокатастрофе в 1979 году. Музыка в знаменитом фильме «Агония» также принадлежит перу Шнитке. Многие отмечают, что саундтрек кинокартины — мощное и противоречивое изобразительное средство в нём. Музыка Шнитке построена на шокирующих сочетаниях-парадоксах: расстрел рабочих — вальс, соблазнение Распутиным чужой жены — танго, убийство Распутина — лёгкая, почти бальная музыка, Юсупов и убиваемый старец — полька с патефона. Танго из этого фильма исполняют повсеместно — и обсуждают, как пример «обманчивой отстранённости» автора.
Эта знаменитая экранизация 1979 года (к 180-летнему юбилею поэта и к 150-летию «Болдинской осени») стала настоящим полем свободы для Шнитке. Здесь композитор пытался создать настоящий прямой трансфер между словом и музыкальным звуком, искал самые точные «переводы». Как, например, музыкально решить противостояние между классическими композиторами в части «Моцарт и Сальери»? Шнитке долго искал решение. Сальери мог бы заиграть «как Сальери» — талантливо, хоть и без огня. Но Шнитке отказался от этой идеи: и вот, уже после совершения злодеяния Иннокентий Смоктуновский в образе Сальери подходит к клавесину, который должен быть его добрым другом — но клавесин отвечает ему лишь глухим стуком и аккордовыми кляксами, состоящими сплошь из диссонансов. Это настоящий прямой перевод текста Пушкина на музыкальный язык:
«Гений и злодейство — две вещи несовместные».
Невозможно отрицать, что за эмоциональное воздействие этого культового фильма 1979 года отвечает в равной степени изображение, игра актёров и музыка. Последняя принадлежит именно Шнитке. Композитор долго искал звучание, которое дополняло бы плотный, захватывающий зрительный ряд фильма. Огонь, шум, скрежет и напряжение, профессионализм на грани с героизмом — вот момент предотвращения катастрофы в фильме. Все члены экипажа и пассажиры спасены. Это настоящая кульминация жизни всех участников — и, будто подтверждая величественность момента, звучит знаменитый марш Шнитке.
Стоит отметить, что знаменитые режиссёры, работавшие со Шнитке, почти никогда не выдвигали композитору никаких особых требований, доверяясь его таланту. У этой приятной для Шнитке традиции было, пожалуй, только одно исключение — работа с Андреем Михалковым-Кончаловским. Мало кто знает, но по первому своему образованию Кончаловский — профессиональный музыкант. Он не закончил консерваторию, но доучился в ней почти до конца.
Возможно, поэтому к фильму «Дядя Ваня» у Кончаловского были не только режиссёрские, но и вполне точные музыкальные пожелания. Их Шнитке, конечно же, принял во внимание — и получилось одно из самых ярких его кинематографических полотен.
«Дух дышит, где хочет» — так гласит строчка из Евангелия от Иоанна. И так называется документальный фильм об Альфреде Шнитке 2004 года. Этот великий композитор был «талантлив во всём»: поэтому в день его рождения приятно вспоминать и его академичные классические произведения, и всеми любимую музыку из советских культовых фильмов, вышедшую из-под пера Шнитке. Многими названный композитором «не для всех», Альфред Шнитке стал для советской и российской публики композитором поистине народным — и в этом его главный парадокс и главное достоинство.