Век русского учёного Чаплыгина
Чаплыгин. Переезд в Новосибирск

Сергей Алексеевич Чаплыгин был великим ученым. Он — один из немногих, кто при жизни получил признание своих трудов. Чаплыгин был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, а в феврале 1941-ого, когда торжественно отмечалось 50-летие научной деятельности Чаплыгина, ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. Это был первый в истории страны случай, когда такое звание присваивали ученому, тем более теоретику.

В рамках проекта «Чаплыгин» рассказываем о важном этапе в жизни ученого — переезде и начале работы в Новосибирске.

 

Сергей Алексеевич Чаплыгин — выдающийся российский и советский механик и математик, основоположник современной аэромеханики и аэродинамики, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки РСФСР.

Переезд

Когда началась Великая отечественная война и Москва стала подвергаться вражеским бомбежкам, Чаплыгин отказался выехать вместе с другими академиками в один из санаториев Казахстана, он считал своим долгом оставаться в ЦАГИ и продолжить работать. Столицу Сергей Алексеевич покинул только тогда, когда враг подступил к Москве, – последним пароходом направился с семьей в Казань, а затем дальше, в Сибирь.

Октябрь 1941 года в Новосибирске был холодным и заснеженным. Эшелон с эвакуированными, в котором, как знало местное руководство, находился и академик Чаплыгин прибыл в город вечером. Встретили московских гостей радушно. Сергея Алексеевича с семьей сразу же отвезли в гостиницу, остальные работники ЦАГИ направились по узким тропинкам, проложенным среди сугробов, к общежитию авиационного техникума, где им предстояло разместиться.

Начало работы

Впереди их ждала напряженная работа. Постановлением Государственного комитета обороны СССР в Новосибирске предписывалось создать вторую в стране научно-исследовательскую базу авиации – филиал Центрального аэродинамического института им. Жуковского. Около 500 ученых, инженеров, рабочих ЦАГИ приехали сюда из Москвы, доставив демонтированное оборудование и техническую документацию на первоочередные сооружения нового института. Возглавлял группу С. А. Чаплыгин.

В первые же дни своего пребывания в Новосибирске академик активно включился в работу. Уже на следующий день после приезда в гостиничный номер, где он остановился, то и дело заходили посетители: одни с деловыми соображениями, другие – предложить помощь, третьи – просто засвидетельствовать почтение. «Большая» наука пришла в Новосибирск гораздо позднее, и выдающийся московский ученый стал, можно сказать, первооткрывателем широких научных перспектив в Сибири.

 

Памятник Сергею Алексеевичу Чаплыгину

 

Работу в Новосибирске Сергей Алексеевич начал с того, что утвердил в своей памяти все имена, должности, адреса и телефоны нужных ему людей. Почти сразу после приезда, взглянув на отведенную для постройки института территорию, познакомившись с людьми, он взялся за дело. Уже через несколько часов все знали, кому что делать, всё задвигалось.

Не потерявшая стройности фигура академика, крупная голова с шапкой седых волос возникали то на стройплощадке, то в авиационном техникуме, то в обкоме партии. Что характерно, он абсолютно одинаково относился ко всем, с кем сталкивала его работа или житейские вопросы, будь то высокий начальник, коллега-ученый или простой рабочий. Каждого умел выслушать, при необходимости подсказать выход из сложного положения, помочь. При этом никогда не давал почувствовать, что заботы, тревожащие собеседника, пустяки по сравнению с проблемами, над которыми работает он сам.

Общественная жизнь Чаплыгина

В Сибири Сергей Алексеевич был не только научным руководителем филиала аэродинамического института. В конце января 1942 года его избирают председателем научного комитета ученых Новосибирска, назначают членом редколлегии журнала «Техника Воздушного Флота», председателем ученого совета филиала ЦАГИ.

Он участвует во всех общегородских собраниях, активно призывает научных работников города сконцентрировать свое внимание на актуальных задачах, имеющих непосредственное народнохозяйственное и оборонное значение. И далеко от привычной Москвы Чаплыгин чувствовал себя на своем месте.

После уютных московских кабинетов работа в суровых сибирских условиях некоторых выбивала из колеи. Но Сергей Алексеевич, казалось, не замечает ни холода (здание авиационного техникума, где размещался его кабинет, почти не отапливалось), ни бытовых неудобств (первое время его семья жила в гостинице, затем переехали в просторную квартиру на улице Фрунзе, 8). Он продолжает научную работу – вместе с сыном Юрием он пишет статьи.

 

Дом на Фрунзе, 8 в Новосибирске, где жил Чаплыгин

Строительство института

Ежедневно Чаплыгин занимался вопросами строительства. Будучи человеком честным и всегда держащим свое слово, он недоумевает по поводу строителей: «Как же они не выдержали срок? Ведь сами же его назначили?».

«Решение ГКО № 519 от 19 августа 1941 г. о постройке лаборатории с пуском ее в эксплуатацию в мае 1942 года не реализовано. При нынешней практике финансирования, снабжения материалами и назначения объемов строительных работ по кварталам нет никаких перспектив пуска в ход лаборатории в практически целесообразные сроки.

По-видимому, трест считает, что строительство аэродинамической трубы ЦАГИ является непервостепенным. Я считаю, что такая точка зрения совершенно неправильна. Прошу принять следующие меры: увеличить число арматурщиков на 4 человека к 2.IХ-42 г., увеличить число плотников на 15 человек к 3. IХ-42 г., доставить 35 куб. м деревоплиты к 3. IХ-42 г., 60 тонн цемента к 5. IХ-42 г. — пишет Чаплыгин секретарю новосибирского обкома ВКП (б) Кулагину.

 

Строительство корпуса № 6 Института авиации им. Чаплыгина, 1960-й год

 

Во второй половине сентября рабочих и специалистов стали посылать в колхоз на уборку картошки. Сергей Алексеевич попросил срочно соединить его с секретарем обкома и, поздоровавшись, тут же круто начал разговор:

– Стройка стоит, материала нет…

В этот же день в бодром настроении и как всегда приветливо Чаплыгин встречал в своем кабинете начальника лаборатории, только что приехавшего из Москвы. Они сидели за столом, гость рассказывал о событиях в столице, о попутчиках. Сергей Алексеевич слушал внимательно, полузакрыв глаза, как он обычно делал. Но вдруг уронил голову на стол и начал медленно сползать со стула. Кровоизлияние в мозг – определили врачи.

8 октября 1942 года Чаплыгина не стало.

 

Источник: Книга «Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска.

Total Views: 2442 ,
Русская Инициатива