Гоголь - Рим
Эстетический мотив любви Гоголя к Риму

«Русская Инициатива» в рамках проекта «Гоголь-Рим» уже рассказывала о религиозном мотиве любви Гоголя к Риму. Мы продолжаем анализировать внутренние и внешние мотивации писателя. И теперь обращаемся эстетической природе симпатии Вечному городу.

 

Изображение римского Колизея

 

Уроки латинского

С Римом, а точнее с Древним Римом, Николай Васильевич Гоголь познакомился довольно рано. Поступив в 1821 году в Нежинскую гимназию высших наук, он начал изучать латинский язык. Позднее его преподаватель латыни Иван Кулжинский отозвался о Гоголе-ученики плохо: «Он учился у меня три года и ничему не научился… Во время лекций Гоголь всегда, бывало, под скамьею держит какую-нибудь книгу и читает». И пусть так, но будущий писатель в 12 лет уже знал произведения и имена римских авторов.

 

Нежинская гимназия высших наук

 

Плодом учебы в гимназии в том числе явилось «формирование эстетического профиля Италии», как выражается исследователь творчества писателя Павло Михед. Такое ранее встраивание Италии в картину мира Гоголя, несомненно, оказало воздействие на его будущую жизнь.

 

Первое напечатанное стихотворение

Уже в 1829 году Николай Гоголь анонимно впервые опубликовал свое произведение. Это было стихотворение «Италия», размещенное на 301-302 страницах журнала «Сын Отечества и Северный архив».

 

 

Рукописей произведения не осталось. А доказательством авторства Гоголя является авторитетное свидетельство А. С. Данилевского и П. А. Кулиша.

 

Италия

Италия — роскошная страна!

По ней душа и стонет и тоскует.

Она вся рай, вся радости полна,

И в ней любовь роскошная веснует.

Бежит, шумит задумчиво волна

И берега чудесные целует;

В ней небеса прекрасные блестят;

Лимон горит и веет аромат.

И всю страну объемлет вдохновенье;

На всем печать протекшего лежит;

И путник зреть великое творенье,

Сам пламенный, из снежных стран спешит;

Душа кипит, и весь он — умиленье,

В очах слеза невольная дрожит;

Он, погружен в мечтательную думу,

Внимает дел давно минувших шуму.

Здесь низок мир холодной суеты,

Здесь гордый ум с природы глаз не сводит;

И радужней в сияньи красоты,

И жарче, и ясней по небу солнце ходит.

И чудный шум и чудные мечты

Здесь море вдруг спокойное наводит;

В нем облаков мелькает резвый ход,

Зеленый лес и синий неба свод.

А ночь, а ночь вся вдохновеньем дышит.

Как спит земля, красой упоена!

И страстно мирт над ней главой колышет,

Среди небес, в сиянии луна

Глядит на мир, задумалась и слышит,

Как под веслом проговорит волна;

Как через сад октавы пронесутся,

Пленительно вдали звучат и льются.

Земля любви и море чарований!

Блистательный мирской пустыни сад!

Тот сад, где в облаке мечтаний

Еще живут Рафаэль и Торкват!

Узрю ль тебя я, полный ожиданий?

Душа в лучах, и думы говорят,

Меня влечет и жжет твое дыханье, —

Я в небесах, весь звук и трепетанье!..

 

Религиозные поиски

Другой эстетической мотивировкой любви к Вечному городу стали религиозные поиски Гоголя. Увлечение католицизмом во многом было продиктовано эстетикой католического богослужения. Кроме того, католическое богослужение ведется на знакомом Гоголю латинском языке, который стал частью его внутреннего мира еще в годы учебы в гимназии.

 

Изображение Рима

 

Третьим составляющим эстетической тяги писателя к Риму стал образ города вообще. В сознании русского общества Рим существовал как микрокосм, ставший историческим, политическим и культурным истоком всего европейского мира. Город-музей, город-сосредоточение шедевров искусства – так воспринимался Рим и Гоголем, и его современниками.

Таковы истоки эстетической тяги писателя к глубоко любимому Вечному городу.


Источники: Рим в творческом сознании Гоголя

Культура.рф

Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека

Total Views: 3829 ,
Русская Инициатива