(Русский) Александр Можайский: флотоводец мечтавший о небе.

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Александр Можайский: флотоводец мечтавший о небе.

В последний год правления императора Александра I, времени когда Российская Империя развеличилась от польских земель на западе до льдистых берегов Аляски и жаркой Калифорнии; от полярных льдов Северного Океана до обжигающих вод Каспийского моря, обдуваемого ветрами Великой Степи, 21 марта 1825 года в семье русского капитана Фёдора Тимофеевича Можайского родился сын, имя которому дали Александр. Его крёстным стал командир Роченсальмского порта капитан-командор Иван Григорьевич Степанов, ветеран русско-шведской войны 1788-1790 годов, участвовавший в сражении под Выборгом.

Казалось, совсем юному Александру Фёдоровичу сам Бог велел идти в мореходы, однако, судьба его так сложилась лишь отчасти. В тихой глади воды он увидел не корпуса кораблей и брызги от вёсел. В воде он разглядел облака, поднял голову и увидел небо…

Первые волны.

Воспитание Александр Можайский получил в Морском кадетском корпусе, проучившись там с 1835 по 1841 год. Это было главное военно-морское учебное заведение, основанное на базе Академии морской гвардии, которая была открыта ещё Петром Великим. Всего в учебном заведении училось 505 молодых людей, среди которых был и Александр Можайский. Морской кадетский корпус он окончил с отличием, получив на выпуске звание мичмана.

А дальше он, как и его отец встал на службу. Семь долгих лет он плавал на кораблях Белого и Балтийского морей, после чего в 1849 году выхватил чин лейтенанта. С 1850 по 1852 годы Можайский проводит на Балтийском Море, осваиваясь в новом чине, а после этого ему представляется первое крупное путешествие.

Цунами.

«Сильное землетрясение 1855 года застало у берегов Японии русский фрегат. Гигантской волной «Диана» была разбита и затонула. Команде удалось спастись. Русские моряки попросили разрешить им приобрести материал и нанять плотников, чтобы построить небольшую шхуну для возвращения на родину. В благодарность за помощь судно потом передали в дар Японии».

Всеволод Овчинников, Ветка Сакуры.

В 1853 году Александр Можайский уходит в первый большой поход. Его цель на фрегате «Диана»  – достичь далёкой Японии, выплывать нужно из Кронштадта. Тут стоит уточнить, что сегодня данный путь занимает около 30 дней на современном корабле по Северному Морскому пути, вскрываемому ради прохода великаном-ледоколом. В те времена путешествия за полярным кругом были очень и очень сложным и опасным делом.

Александр Можайский пошёл долгим кружным путём, из Балтики в Северное море, оттуда мимо Франции в Атлантический Океан, далее по Африканскому берегу и дальше, мимо мыса Доброй Надежды, на восток… Всего поход занял два года, закончившись кораблекрушением в 1855 году.

Стоит отметить, что, чертежи Можайского, по которым его команда и японские плотники соорудили новый корабль, дали начало строительству японских кораблей европейского типа.

Между Балтикой и Аралом.

В 1856 году Александр Можайский добирается обратно, в родной Санкт-Петербург, в этот раз по рекам и равнинам России, отчего получается существенно быстрее. В это время как раз разгорается Крымская Война, ставшая страшным финалом правления императора Николая I. В 1857 он назначается на бриг «Антенор», а после на винтовой (то есть, оснащённый, как парусами, так и паровым двигателем) фрегат «Гремящий». На этих судах он патрулирует воды финского залива, предохраняя столицу от возможной атаки с моря. Основной его задачей было перехватывать английские и французские суда, которые могли заплывать и устраивать различные диверсии на побережье. Впрочем, таковых он не зафиксировал.

Однако в 1858 году его снимают с должности и отправляют на юг. Александр Можайский участвует в Хивинской Экспедиции, продвигаясь на специально выстроенных судах. Стоит отметить, что он оставил первое описание водного бассейна и береговой линии Аральского моря и реки Амударья. После того, как Можайский вернулся и отчитался о своих успехах командование принимает решение о назначении Александра Можайского старшим офицером на 84-пушечный в первый в России винтовой линейный корабль специальной постройки. Стоит отметить, что корабль был введён в строй перед самым началом Крымской Войны в 1855 году. Он был величав и грозен своей красотой, однако, по итогам крымской войны был признан устаревшим и уже в 1863 году был окончательно списан.

Но Можайский пробыл с Орлом не долго. 8 сентября 1859 года он получил новый чин капитан-лейтенанта и примерно сразу же после этого сменил корабль. Его новым «местом работы» стал клипер Всадник, на котором Можайский рассекал Балтику до 1863 года.

На Берег.

В 1863 году Можайский уходит в отставку. Вернее, он был уволен в связи с реформой, которая сокращался численность флота после Крымской Войны. Там война, очень сильно повлияла на Россию вскрыв её недостатки и технологическую отсталость. Одним из недостатков, порождённых технологической отсталостью, стал парусный флот, который было необходимо менять согласно требованию времени. В этом же году Александр Фёдорович хоронит отца.

Начало 1863 года он встречает на должности кандидата (говоря современным языком помощника) мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской области. В это время он проживает в сельце Котельниково, которое теперь носит имя Можайское. В 1867 году Можайские участвует в Первой Всероссийской этнографической выставке представляя Вологодскую Губернию.

Однако подобная жизнь ему наскучила, и в 1868 году Можайский поступает на службу в Санкт-Петербурге, «Общество Северного Судоходства». Там он не ходит в море, но занимается околоморскими делами, строит спасательные станции на Балтийском море. Выходит у него это настолько успешно, что император Александр II жалует Можайского своей грамотой.  Через год он переводится в Одессу в «Русское общество пароходства и торговли», но там он долго не задерживается и почти сразу же уезжает в качестве поверенного вдовы своего брата Николая в имение Воронцовица, что располагалось в Подольской Губернии в 20 верстах от Винницы. Там он успокаивается и плотно занимается тем, за что его запомнила история.

В небо.

Ещё в 1856 году, Александр Можайский заинтересовался полётом. Он долго наблюдал за птицами, рассматривая их грациозны движения и с удивлением обнаружил для себя мысль, что главная особенность птичьего полёта в том, что давление под крылом выше, чем давление над крылом, что и позволяет птице не падать. Эта мысль привела его к другой: создать летательный аппарат основанный на аэродинамическом принципе.

Сразу после отставки, Можайский начинает заниматься орнитологией. Он изучает полёты птиц, подолгу проводя вечера за наблюдением этих созданий. Одним из методов было отстреливанием птиц, на каждую из них заводилась карточка, в которой прописывалась высота полёта каждой отдельной птицы, её некие геометрические данные и вес.

Уже после, проживая в Воронцовице, Можайский занялся изготовлением прототипов будущего летательного аппарата. Сначала у него получился змей, который с помощью конной тяги мог поднять вес взрослого человека. Первые экземпляры он делал с применением перьев птиц, подражая им, однако, испробовав решил, что подобная обивка не практична и вместо неё в дальнейшем стал использовать другие материалы, например, кроличьи и заячьи шкуры. Как сообщает исследователь жизни Можайского, профессор военно-космическая академии имени Александра Можайского Юрий Никулин, на этом змее Можайский совершил два или три полёта.

Согласно устным показаниям очевидцев (прислуги прежде всего), змей этот сохранялся достаточно большое количество времени, даже племянник Александра Фёдоровича Можайского иногда совершал на нём полёты.

Русскому Самолёту быть!

«Летунья Можайского, как и летунчик Дедюлина, приводится в движение винтом; летунья сначала катится на своих колесах, и затем уже взлетает как птица…»

Дмитрий Печковский, Прогресс Воздухоплаванья 1882 год.

К 1873 году У Александра Можайского окончательно складывается представление о том, какой именно должен быть летательный аппарат, и он в 1876 году предлагает свой проект военному ведомству.

К проекту Можайского походят серьёзно: назначают комиссию, которая приходит к пониманию того, что финансирование этого проекта является целесообразным. Решением комиссии Можайскому выделяют три тысячи рублей для дальнейших научных исследований. В 1878 году Можайский приходит к убеждению, что нужно переходить к крупномасштабным проектам. Так как, по его мнению, имеет смысл проводить проекты только на том аппарате, которым мог бы управлять человек. Александр Можайский провёл приблизительную оценку финансового вопроса: ему требовалось около 19 тысяч рублей. Эту сумму уже другая комиссия посчитала излишней и отказала в выделении средств.

Однако Александр Можайский продолжает работу над проектом и летом 1882 года проводит постройку самолёта в натуральную величину. Произошло это около станции Дудергоф возле Красного Села под Петербургом на военном поле. Каких-либо объективных документов не сохранилось, а вышедшие газетные статьи противоречат друг другу. Одни говорили, что полёт прошёл удачно, другие – что аппарат разбился, а третьи – что и вовсе не взлетел.

После, самолёт пытались отремонтировать, поправить, но случаев, чтобы он взлетел известно не было. Прототип самолёта так и простоял на военном поле под Санкт-Петербургом до самой смерти Александра Фёдоровича в 1890 году. После, его проект попытались продолжить его дети, но их настигла неудача. И уже в начале XX века было приказано убрать самолёт. Более о его судьбе ничего неизвестно.

Был ли Можайский первым человеком поднявшим в небо самолёт?

На самом деле вопрос так не стоит. Александр Фёдорович Можайский был, безусловно, человеком деятельным, заинтересованным и готовым рваться напролом к своей цели. Однако, как и любого исследователя, находящегося на самой границе знания и незнания, его ждало много ошибок и неудач.

Однако опыт Александра Можайского не прошёл даром, автор первого русского самолёта прежде всего обозначил множество ошибочных вариантов, которые попадутся на пути у будущего создателя.

Александр Можайский – это прежде всего технический специалист, полжизни занимавшийся одной из самых технологичных сфер русской жизни во флоте. Видя, как наполняются скоростью паруса от силы ветра, а лопасти пароходов движутся повелению парового двигателя, он их сложил и самым естественным образом получил самолёт.

Сегодня имя Александра Можайского не забыто, его именем названа Военно-Космическая академия, города и сёла. Однако, стоит признать, для того, чтобы назвать испытания Александра Фёдоровича первым полётом самолёта, – не хватает размаха. Не будем ёрничать, но даже кинутый в небо камень пролетит какое-то расстояние. Поэтому, американцы братья Райт, пролетевшие сразу 39 километров 5 октября 1905 года, остались в истории как люди создавшие первые самолёт.

Однако, если бы не было опытов Можайского и многих исследователей в области воздухоплаванья, не было бы и самолёта братьев Райт, им бы пришлось делать те же пробы и ошибки, которые допустил в том числе и Александр Фёдорович.

Total Views: 2845 ,
Русская Инициатива