(Русский) Социолог Денис Мальцев: с помощью коронавируса Китай пытается контролировать политические аспекты

Денис Мальцев: Не можешь предотвратить ситуацию – возглавь
На круглом столе «Русской инициативы», посвящённом коронавирусу выступил ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований РИСИ Денис Мальцев. Он ответил на вопросы главного редактора ИА «Реалист» Саркиса Цатуряна и лидера нашей организации Юлии Серебрянской.
Денис Мальцев: В этом случае можно провести исторические параллели. Меня забавляет, что многие считают коронавирус пандемией. Это намёк на то, что идёт что-то катастрофическое. Однако пандемия – это сильная эпидемия, распространяющаяся среди населения целого ряда стран, причём в массовом порядке.
Количество пандемий в истории можно пересчитать по пальцам одной руки. Например, чума 6 – 7 века ознаменовала конец античной цивилизации. Всё средиземноморье вымерло. Это без сомнения была пандемия. Также этот термин можно применить к чёрной смерти 14 века. В тот период эпидемия коснулась в основном Европы, но затронула и Русь. Тогда только на западе погибло 34 миллиона человек, произошла перестройка общества, государственных структур, были потеряны рабочие руки.
Сейчас же это слово используют не всегда уместно. Например, свиной грипп 2009 года называют пандемией. В тот период умерло 1600 человек. Это не тот масштаб. Да, эпидемия, но не настолько массовая. Сокращение количества смертей при распространении того или иного вируса говорит о том, что человечество научилось справляться с такими проблемами.
Мой коллега, прекрасный специалист, сказал, что в целом каждый год можно найти какую-нибудь эпидемию.
Я работаю в области биологии и наблюдаю за развитием динамики распространения коронавируса. Да, он распространяется довольно быстро и опасен тем, что передаётся воздушно-капельным путём. Однако говорить о том, что эпидемия потрясёт человечество в плане массовой смертности и экономического ущерба, пока не стоит. Он ещё в любой момент может остановиться.
С другой стороны, влияние на экономику уже заметно. Сейчас происходит давно ожидаемый экономический кризис Китая и замедления темпов развития. А актуальные на сегодня события только подстёгивают этот застой, потому что китайцы были вынуждены принять меры, чтобы эпидемия не пошла дальше. Сейчас они открыто показывают, что хотят спасти весь мир.
Юлия Серебрянская: Был известен эпизод, когда в 2017 году была псевдохимическая атака. Как думаете, можно ли проводить параллели между этим событием и нынешней ситуацией в мире?
Саркис Цатурян: Они связаны. Однако кризис показал, что реальность не волнует никого, кроме врачей и экономистов. Многим важнее то, что они сами создают. И вопрос в том, кто кому сумеет навязать своё видение. На мой взгляд, тенденция такая: и европейцы, и американцы задумались над тем, чтобы создать санитарный кордон. Но это будет не привычный вариант с точки зрения медицины. Скорее начнутся ограничения выдач виз, торговли и так далее. А что вы думаете, Денис?
Денис Мальцев: Во времена Великой депрессии вопрос ставился так: «Не можешь предотвратить ситуацию – возглавь», то есть делай попытки управлять ситуацией. В 80-е годы был отличный пример, когда экономический кризис люди могли контролировать.
На мой взгляд, в Китае мы наблюдаем схожую ситуацию. Да, я уже говорил, что эпидемия есть, она не фейк, мы все ее наблюдаем. Но это действительно пока более рядовое событие, чем многие из тех, что были в нашей истории. Коронавирус куда более рядовая ситуация, чем глобальный экономический кризис, в котором мы находимся с 2008 года, а сейчас пророчат новую волну.
Китай просто пытается контролировать ситуацию. Невозможно, чтобы рынок без остановки рос. Уже лет пять в этой стране сокращается трудоспособное население, начинается депопуляция, которую мы пережили в 90-е годы.
Сейчас китайцы пытаются создавать определённую картину. То есть коронавирус – способ контролировать ситуацию, так как не будь его, был бы создан другой повод, но уже извне.
Также мы сейчас видим, как Китай пытается контролировать политические аспекты. В стране сейчас тяжелая ситуация, борьба за власть. После отмены 10-тилетнего ограничения на правление генерального секретаря, он находится на грани второго срока. Также в начале января должен был быть снят с поста один из лидеров относительно молодой политической группы, но, благодаря эпидемии, он до сих пор действует.
Саркис Цатурян: У меня эта точка зрения вызывает большие сомнения. Китайская политика очень сложная.
Денис Мальцев: Да, несомненно. Но я думаю, здесь идёт контроль конкретно всех экономических процессов.

Total Views: 3569 ,
Русская Инициатива